Сегодня используются следующие виды тахографов — российские приборы с блоком СКЗИ и европейские ЕСТР. Первые разрешены к эксплуатации только на территории РФ и недействительны в Европе. Вторые допущены к применению в большинстве евростран и предназначены для международных перевозок, но запрещены в России.
Такие особенности законодательства разных стран доставляют немало проблем российским транспортным компаниям, где работает десятки единиц подвижного состава, осуществляющих грузоперевозки как по России, так близкому и дальнему зарубежью. Установка «неправильного» тахографа чревата значительным финансовыми затратами и штрафами по любую сторону границы. Поэтому понимать, чем различаются системы ЕСТР и СКЗИ необходимо.
Основные виды тахографов и их различия
Для того чтобы понять, в чем основные различия между приборами, стоит разобраться в их устройстве. Конструктивно различают два вида тахографов — аналоговые или электронно-механические и цифровые. Все приборы подключаются к датчику скорости и, как минимум, фиксируют показания о пройденном пути и скоростном режиме автомобиля, однако имеют разное устройство.
Аналоговые тахографы
Аналоговые или электронно-механические — самая первая разновидность прибора, где информация в виде графиков и диапазонов записывалась на специальный круглый диск, который нужно было менять на новый через 120 – 150 км пробега или по истечению одних суток с момента установки. После чего его извлекали и устанавливали новый таходиск. Если тахограф регистрировал информацию по «второму кругу» — это считалось нарушением. Прибор отмечал достаточно ограниченный круг показаний — режим рабочего времени водителя и скорость транспортного средства.
Подобные устройства до сих пор можно встретить на старых отечественных грузовых автомобилях, однако с 01.06.2016 года они запрещены к эксплуатации. И если транспортное средство, выполняющее коммерческие рейсы, оснащено аналоговым тахографом, рано или поздно его владелец будет оштрафован.
Тахографы ЕСТР
Тахограф ЕСТР, соответствующий требованиям ЕС, — это, по сути, оцифрованный вариант аналогового прибора, использующийся в европейскими перевозчиками. В нашей стране подобный устройства устанавливают транспортные компании на автомобили, осуществляющие международные перевозки и имеющие соответствующую карточку аккредитации. Память этого вида тахографа рассчитана всего на 28 дней, после чего записанную информацию обязательно сбрасывают или на электронную карту, или в виде отчета на бумажной распечатке.
Для защиты информации от искажения данных при установке тахографа ЕСТР на транспортное средство монтируется дополнительный датчик скорости, который шифрует поступающие данные и отправляет их в запоминающее устройство. Любое вмешательство в схему легко отслеживается системой, что позволяет контролирующим органам легко выявлять установленные обманные приспособления.
Цифровые тахографы с блоком СКЗИ
Тахографы, оснащенные средством криптографической защиты информации, — это отечественная разработка, появившаяся после подписания Европейского соглашения Россией. Наши производители разработали более совершенные приборы, внеся в их устройство свои коррективы:
- увеличился объем записываемой информации — устройства сохраняют данные в течение 365 дней;
- значительно расширились функции аппарата — он может записывать не только стандартные данные, но и такие показатели, как отключение питания и неисправности в работе устройства, местонахождение автомобиля в конкретный момент времени и т.д.
- приборы получили дополнительный блок шифрования, который фиксирует все попытки несанкционированного вмешательства и гарантирует сохранность информации.
Сначала были выпущены тахографы без СКЗИ (сегодня также запрещены к эксплуатации), но с момента выхода Приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 на территории России можно использовать только цифровые приборы, оснащенные средством криптографической защиты информации.
Какой вид тахографа устанавливать, перевозчик решает самостоятельно, в зависимости от направления коммерческой деятельности — внутри страны или на международных перевозках. При этом стоит помнить, что подключить одномоментно или поменять тахограф ЕСТР на СКЗИ и наоборот невозможно.