Цель калибровки – обеспечение законности использования прибора, его корректной настройки и определение погрешностей измерений. Этот процесс позволяет точно измерить следующие параметры:
- Скорость транспортного средства.
- Общий пробег.
- Количество оборотов колёс, полученное от счётчика.
Кроме того, процесс включает определение величины, необходимой для сопоставления скорости транспортного средства с показаниями спидометра и других учётных приборов, что достигается путём:
- Определения длины окружности колёс, зависящей от их размера и давления.
- Фиксации количества оборотов вала коробки передач на каждую единицу пробега.
Точность этих измерений гарантирует соответствие между работой устройства и фактической скоростью транспортного средства.
В процессе калибровки выполняются следующие операции:
- Корректировка временных показаний в соответствии с часовым поясом.
- Установление значений для определения скоростных режимов.
- Обновление или подтверждение постоянных данных прибора, таких как коэффициент времени (k), свойственный коэффициент транспортного средства (w), эффективный диаметр колёс (1), а также идентификационный (VIN) и регистрационный (VRN) номера.
Калибровка делится на категории:
- Первичная – на этапе установки устройства на транспортное средство.
- Внеплановая – после ремонта или вмешательства в работу прибора, включая нарушение целостности пломб и ремонтные действия.
- Регламентная – согласно графику, раз в три года.
Срок действия калибровки тахографа.
Срок действия калибровки тахографа определяется в соответствии с приказом Минтранса России, и его максимальная продолжительность составляет три года. Если не возникло обстоятельств, требующих досрочную поверку, интервал между последовательными калибровками устройства равен трем годам. Повторная калибровка должна проводиться не реже, чем через установленный срок или после наступления указанных событий.
Для предотвращения административного наказания, владелец транспортного средства обязан предоставить его для калибровки в назначенное время, определенное либо установленным сроком, либо наступлением конкретных обстоятельств. Калибровку невозможно выполнить самостоятельно, так как работа с блоками СКЗИ разрешена только сертифицированным специализированным сервисам, аккредитованным ФСБ.
Во избежание обращения к нелицензированным организациям, предлагающим свои услуги неправомерно, рекомендуется ознакомиться со списком аккредитованных мастерских на официальном сайте Минтранса (перейти). Только сертифицированные компании могут выдать законный сертификат калибровки, который должен включать:
- Реквизиты сервиса и данные специалиста, проводившего калибровку.
- Информацию об используемом для поверки оборудовании.
- Результаты работ, включая данные о погрешности прибора и соответствие скорости и пробега.
- Выявленные основные характеристики в процессе калибровки.
- Дату проведения и подпись исполнителя.
Кроме того, клиенту предоставляются две копии сертификата, подтверждающие соответствие тахографа требованиям Технического Регламента Таможенного Союза и совместимость электромагнитных компонентов системы с нормативами ГОСТ Р 41.10 и Правилами ЕЭК ООН № 10.
Важно, что в автомобиле должна быть размещена маркировка, подтверждающая наличие установленного и калиброванного устройства контроля.
Для аналогового.
Калибровка аналоговых тахографов уже не является актуальной с 1 января 2018 года, поскольку все транспортные средства (ТС), относящиеся к категориям, эксплуатация которых на территории Российской Федерации возможна только с использованием таких устройств, должны быть оснащены цифровыми аналогами. Для транспортных средств, используемых исключительно в пределах страны, требуется установка систем с криптографическим блоком СКЗИ. ТС, выезжающие за границу, оснащаются устройствами ЕСТР, функционирующими согласно европейским стандартам.
Кроме того, помимо обязательной документации, упомянутой ранее, устройства должны соответствовать следующим требованиям:
- Иметь сертификат, выданный Гостандартом.
- Быть зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений (ГРСИ).
Как узнать дату последней калибровки по распечатке?
Техническая информация, сохранённая в памяти устройства, может быть выведена на печать, что позволяет проверить дату последней калибровки. Также распечатка дает возможность оценить качество обслуживания транспортного средства, стиль вождения и соблюдение правил дорожного движения (ПДД) водителем. Это обеспечивает владельцу ТС постоянный доступ к информации о состоянии его автомобиля или автобуса.
Информация на распечатке отображается не в текстовом формате, а с использованием пиктограмм, что способствует экономии бумаги и места на дисплее. Кроме распечатки, дату следующей калибровки можно узнать и более простым способом: на наклейке, выдаваемой вместе с сертификатом, указывается срок следующей плановой калибровки.
Штраф за просрочку калибровки тахографа.
Ответственность за соблюдение правил эксплуатации и обслуживания тахографов ложится на плечи нескольких ведомств, имеющих полномочия накладывать штрафы на нарушителей. При выявлении нарушений, предусмотрены штрафные санкции:
-
Если при проверке автоинспектор или сотрудник Ространснадзора обнаружит отсутствие тахографа и документации к нему, для водителя штраф составит до 5 тыс. рублей. Штрафы могут быть выписаны и организациям, которые не соблюдают требования к использованию тахографов.
Должностному лицу, которое допустило выход авто на рейс, выпишут штраф на сумму до 10 тыс. рублей. А для компании он составит уже до 50 тыс. рублей.
Усиление требований к грузоперевозчикам направлено на снижение аварийности на дорогах. И несмотря на определённые сложности для автовладельцев, связанные с необходимостью приобретения и обслуживания тахографов за собственный счет, эти меры обоснованы стремлением к безопасности. Вместе с тем, отмечается недостаточная проработанность законодательства в этой сфере и наличие приборов на рынке, не соответствующих юридическим требованиям к тахографам, что не освобождает от ответственности в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ.