Эта манипуляция позволяет вычислить точную работу следующих величин:
- Скорость транспортного средства.
- Общий пробег.
- Сведения полученные от счётчика о количестве оборотов, которые делают колёса.
- Расход топлива.
В дополнение следует добавить, что в данном случае осуществляется определение величины, нужной для вычисления равенства скорости ТС с отображаемой на спидометре и приборе учёта.
Происходит это следующим образом:
- Определяется длина окружности, зависящей от размера колёс и давления в них.
- Отражается количество оборотов вала коробки переключения скоростей на одну единицу пробега.
От точности определения данных величин зависит совпадение работы устройства и реальная скорость.
Если говорить законным языком, к процессу поверки относятся манипуляции перечисленные далее:
- Корректировка коэффициента временных показаний исходя из часового пояса.
- Ввод значения определения скоростных режимов.
- Обновление или подтверждение постоянных прибора (k), свойственного коэффициента ТС (w), эффективного диаметра колёсных покрышек (1), идентификационного (VIN) и регистрационного (VRN) номеров ТС.
Именно так, в п. 5 прилож. № 4 Приказа Минтранса № 36 говорится о данных мероприятиях.
Периодичность
Срок проведения периодической калибровки регулируются Приказом Минтранса от 13.02.2013г. № 36 «Об утверждении требований к устройствам».
В приложении 4 «Условия обслуживания приборов, устанавливающихся на ТС», в п. 6 есть соответствующая запись о том, что калибровка производится 1 раз в 3 года или после следующих случаев:
- Эффективный диаметр окружности покрышек для любого ведущего колеса был изменён в любую сторону.
- Поменялся свойственный коэффициент ТС.
- Ремонт или усовершенствование прибора.
- Замена криптографического блока.
- Нарушение целостности пломб прибора.
Исходя из всей информации, представленной выше, условно можно разделить калибровку на 3 категории:
- Первичная – выполняется в момент монтажа устройства на ТС.
- Внеплановая – осуществляется после выполнения ремонта или вмешательства в работу прибора (нарушение целостности пломб, ремонтные действия).
- Регламентная – по графику проведения, 1 раз в 3 года.
Срок действия калибровки тахографа
Исходя из вышеупомянутого приказа Минтранса № 36 и сведений, извлечённых из него, срок действия калибровки тахографа имеет максимальное значение равное 3 годам эксплуатации.
Таким образом, если не произошло ни одно из условий, требующих осуществления ранней сверки, интервал между очередными поверками устройства составляет 3 года. Повторная производится не реже установленного срока или наступления представленных событий.
Необходимые документы
Чтобы избежать возможного административного наказания, собственник ТС обязан пригнать его для выполнения тарировки в установленное время. Как говорилось ранее, это может быть установленный срок или наступление перечисленных выше событий.
При этом необходимо учитывать, что осуществить калибровку своими руками невозможно, так как заниматься обслуживанием, установкой и демонтажем криптографических блоков СКЗИ могут только специализированные мастерские, уполномоченные ФСБ.
Делают они это согласно следующим документам:
- Федеральный закон № 99 от 04.05.2011г. «О лицензировании некоторых видов деятельности», ст. 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия».
- Дублирует эти сведения запись из Постановления правительства № 313 от 16.04.2012г «Положение о лицензировании».
Чтобы избежать ошибочного обращения к нелицензированным организациям, заманивающим клиентов мошенническим путём, можно ознакомиться со списком мастерских, компетентных для осуществления поверки на законных основаниях на официальном сайте Минтранса: rosavtotransport.
Поэтому только сертифицированные компании могут предоставить автовладельцу легальный сертификат в котором должно быть отображено следующее:
- Реквизиты мастерской и Ф.И.О. специалиста, который делал калибровку.
- Сведения оборудования, использующегося для поверки, например роликовый стенд.
- Результат выполненных работ: в документе должен быть отображен коэффициент возможных погрешностей прибора, скоростных различий, пробега транспортного средства.
- Значение основных свойств, выявленных в процессе выполнения работ.
- Дата и личная подпись исполнителя.
В дополнение к оригиналу, мастер предоставляет заказчику ещё 2 образца сертификатов:
- Копия документа, подтверждающего соответствие контроллера и его условий монтажа согласно Техническому Регламенту Таможенного Союза 018/2011 с последними изменениями от 11.07.2016г. по решению № 56 (касается устройств с блоком СКЗИ, сертификат тахографов ЕСТР подтверждается серийным номером, напечатанным на упаковке).
- Копия сертификата, подтверждающего совместимость электромагнитных компонентов системы в соответствии со следующими нормативами:
- приборы с криптографическим блоком шифровки регулируются согласно ГОСТ Р 41.10 «Единообразные предписания, касающиеся утверждения ТС»;
- устройства ЕСТР согласно Правилам ЕЭК ООН № 10.
- приборы с криптографическим блоком шифровки регулируются согласно ГОСТ Р 41.10 «Единообразные предписания, касающиеся утверждения ТС»;
Примечание! Если внимательно прочесть требования, касающиеся обоих типов приборов, можно заметить, что европейские и отечественные условия идентичны. Причем это даже отображается на заглавных страницах документов, представленных на фото.
В дополнение ко всему вышесказанному, следует добавить, что в салоне автомобиля должна быть установлена соответствующая бирка, подтверждающая установленное устройство контроля:

Для аналогового
Вопрос, касающийся калибровки аналогового прибора является неактуальным, так как с 01.01.2018г. все ТС, относящиеся к категориям, эксплуатация которых на территории РФ возможна только с таким устройством, должны быть оборудованы цифровыми аналогами.
Причем для использующихся только в пределах страны, требуется установка систем с криптографическим блоком СКЗИ. Выезжающие за границу оборудуются устройствами ЕСТР, работающими по европейскому принципу.
Регулируется данное условие следующими документами:
- Приказом Минтранса № 273 от 21.08.2013г. с изменениями от 02.12.2015г.
- Приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013г. «Утверждение требования к тахографам. Правила пользования прибором».
В дополнение следует добавить, помимо стандартной документации о которой говорилось ранее, устройства должны соответствовать следующим критериям:
- Иметь сертификат Гостандарта.
- Быть внесёнными в список ГРСИ (государственный реестр средств измерений).
Как узнать дату без распечатки
Техническая информация, накопленная блоком за время его использования может быть выведена на печать. Именно таким образом осуществляется сверка даты прохождения последней калибровки.

Помимо этого, распечатка позволяет охарактеризовать работу мастеров, обслуживающих транспортное средство, стиль вождения и соблюдение ПДД водителем. Таким образом, собственник ТС может постоянно быть в курсе происходящего с его автомобилем или автобусом.
Условные обозначения, аналогично выводящимся на экран, передаются не в текстовом эквиваленте, а пиктограммами, позволяющими снизить использование бумаги и места на дисплее:
- В данном случае, последняя калибровка была проведена 30.05.2012г. Таким образом, если бы этот чек являлся актуальным на данный момент, за него полагался бы штраф.
- Кроме такого варианта, узнать дату можно более простым методом. На наклейке, выдаваемой вместе с сертификатом, указывается срок следующего регламентируемого прохождения тарировки. На этом фото, прохождение калибровки должно быть осуществлено якобы 10.05.2025 г.:
Штраф за просрочку
Контроль за соблюдением правил эксплуатации и обслуживания тахографов возложен на несколько ведомств, каждое из которых вправе наложить на нарушителя штраф.
Штрафуют в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ «Управление транспортным средством или выпуск его на линию для транспортировки грузов или перевозки пассажиров без средства технического контроля. Нарушения, лицом, управляющим ТС режима труда и отдыха».
Осуществлять проверку и возбуждать в отношении административное правонарушение могут следующие должностные лица:
- Инспектора ГИБДД, согласно Указу Президента от 15. 06. 1998г. № 711 «О дополнительных мерах обеспечения безопасности дорожного движения».
- Сотрудники Роспортебнадзора, по Постановлению Правительства от 30.06.2004г. № 398 «Об утверждении надзора в сфере транспорта». Также, согласно представленному документу, наказание за отсутствие калибровки вправе осуществлять специалисты Госавтонадзора, по Приказу Ространснадзора № АК-307 от 13.03.2014г. «Положения об осуществлении автомобильного и дорожного контроля Федеральной службой по надзору в сфере транспорта».
- Проверяющие сотрудники Роструда, отталкиваясь от Постановления Правительства № 324 от 30.07.2004г. «Об утверждении положений о службе труда и занятости».
Таким образом, все перечисленные сотрудники имеют право осуществлять проверку ТС на выявление правильного использования тахометра и сверки сведений тарировки.
Как говорилось ранее, при обнаружении нарушений, они накладывают на нарушителя штрафные санкции, по вышеупомянутой ст. 11.23 КоАП РФ:
- П.1 – Мера наказания в виде штрафа от 1 000 до 3 000 руб., для физических лиц, от 5 000 до 10 000 руб. – для должностных. Величина применяется в следующих ситуациях:
- на ТС, попадающим под приказ Минтранса № 36, отсутствует прибор, записывающий режима «труда и отдыха» лица, управляющего им;
- использование неисправного устройства;
- тарировка просрочена или не производилась;
- установка или дальнейшее обслуживание осуществлялись в мастерских, не имеющих лицензии ФСБ. Проверить это можно ещё раз посетив официальный сайт Минтранса: rosavtotransport;
- установленное устройство не соответствует требованиям Приказа № 36.
- П.2 – мера наказания в размере от 1 000 до 3 000 руб.. Данная мера применяется в следующих условиях:
- карта водителя просрочена или отсутствует;
- водительская карта имеется, но не вставлена в слот;
- водитель использует чужую водительскую карту;
- нарушен режим «труда и отдыха».
Ужесточившиеся за последнее время требования в отношении грузоперевозчиков на первый взгляд могут показаться необъективными, но если сравнить статистику количества аварий на отечественных дорогах, становится ясно, что тахограф становится эффективным инструментом по снижению количества ДТП.
Аналогичная ситуация происходит практически во всём мире. Однако, несмотря на такие объяснения пользы устройства, многим автовладельцам оно принесло серьёзные проблемы. Объясняется это тем, что приобретать и обслуживать его, гражданам приходится за собственные средства.
Однако, законодательство РФ, в этом направлении, сформировано не полностью, а многие приборы, присутствующие на отечественном рынке на признаются тахографами с юридической точки зрения. Исходя из этого, при установлении на транспортное средство, они не освобождают от наказания по ст. 11.23 КоАП.