Поверка тахографов проводится специалистами нашей компании, имеющих аккредитацию на право проведения поверки средств измерения и регистрационный номер аттестата аккредитации. Поверка тахографа должна быть проведена при наступлении любого из ниже перечисленных событий:
- после установки тахографа в другом транспортном средстве;
- при изменении регистрационного номера транспортного средства;
- после ремонта тахографа, кабельного соединения и датчика;
- при отсутствии пломб и бирок;
- после изменения значения характеристического коэффициента транспортного средства;
- после изменения значения эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства или замене шин;
- после истечения межповерочного интервала (после 2 лет с момента прошлого осмотра).
первоначальная установка после получения регистрационного номера;
При поверке тахографов осуществляют внешний осмотр и определение метрологических характеристик.
Внешний осмотр позволяет убедиться в легальности использования контрольного устройства на транспортном средстве и подразделяется на следующие операции:
проверка соответствия внешних условий для возможности дальнейшего проведения настройки тахометра (в случае совместного выполнения операций по проверке и настройке);проверка наличия и целостности таблички (шильдика) с нанесенным знаком официального утверждения типа устройства;
проверка наличия и целостности заводских пломб на тахометре, препятствующих вскрытию корпуса;
Функциональная проверка позволяет убедиться в правильности функционирования контрольного устройства и подразделяется на ряд операций:
считывание и перенос данных из памяти тахометра в архив мастерской (в случае применимости),определение погрешностей измерения скорости, времени и пройденного пути (в случае необходимости проведения данной проверки отдельно от настройки),
определение соответствия допустимой погрешности между заявленной и измеренной эффективной длиной окружности ведущих колес транспортного средства (в случае выполнения проверки без последующей настройки),
проверка работоспособности устройств считывания карточек контрольного устройства,
проверка работоспособности печатающего устройства (в случае применимости).
Периодичность поверки тахографов устанавливается их производителями и составляет от 2 до 7 лет [5]. После установки тахографа производится его регистрация в ФБУ Росавтотранс, опломбирование и настройка под конкретный автомобиль. Криптостойкость ключа блока СКЗИ, то есть его способность защищать криптографическую информацию, в соответствии с технической документацией производителя, рассчитана на 3 года. Через три года блок СКЗИ блокируется и картой водителя невозможно воспользоваться. Поэтому калибровка тахографа и замена блока СКЗИ проводятся через каждые 3 года. Вторая причина замены блока СКЗИ – изменение регистрационных данных владельца тахографа (наименование организации, адрес и др.) или транспортного средства (марка, модель, гос. номер).Замена блока СКЗИ также производится при его неисправности.
Однако процедура организации поверки тахографов для организаций, эксплуатирующих транспортные средства, является достаточно сложной и затратной. Сложность организации поверки заключается в том, что все процедуры по техническому обслуживанию тахографа должны осуществляться в организациях, имеющих лицензию ФСБ на услуги по разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации. Собственно тахограф должен поверяться в организациях, аккредитованных на право поверки этих устройств, поверка блока СКЗИ – в организациях, аккредитованных на право поверки СКЗИ. Схема процесса организации поверки тахографа, оснащенного блоком СКЗИ, представлен на рисунке 3. Процедура поверки заключается в следующем. После приобретения тахографа необходимо убедиться, что срок его поверки и поверки СКЗИ не истек. В противном случае необходимо поверить тахограф и блок СКЗИ. После истечения межповерочного интервала тахографа осуществить демонтаж для передачи на поверку. Если срок эксплуатации СКЗИ-модуля истек, необходимо произвести списание и утилизацию СКЗИ-модуля.
Таким образом, тахограф предназначен для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения, а также для общего сокращения дорожно-транспортных происшествий. Достигается это фиксацией скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. Становится возможным пресекать как нарушения скоростного режима водителями коммерческого транспорта, так и чрезмерную утомлённость экипажа, нормируя время работы и отдыха.
Ко всему прочему прибор должен надёжно защищать накопленную информацию. Для этого используется криптографическое шифрование. Это позволяет исключить модификацию данных в преступных целях. Кроме того, тахограф должен быть сертифицированным. Это позволит использовать полученную с помощью него информацию при работе с правоохранительными органами, т.к. эти данные будут являться неоспоримой уликой.